Тяжелый транспортный самолет Ан-225 "Мрия"

МОДИФИКАЦИИ

Самолет - летающий стартовый комплекс для запуска ВКС или ракет-носителей нового поколения (проект);
самолет-носитель английского ВКС Hotol, снабженный восемью ТРДД (проект); поисково-спасательный самолет-носитель экраноплана (проект);
Ан-225-100 - гражданская модификация, полностью соответствующая всем требованиям мирового сообщества.
Самолет будет оснащен необходимыми элементами оборудования, позволяющими его безопасную эксплуатацию на гражданских коммерческих трассах: в частности на самолете будут установлены специальные системы предупреждения столкновений с землей, в воздухе, а также система, которая позволяет летать самолетам с сокращенными интервалами вертикального эшелонирования и вести радиосвязь на новом диапазоне радиочастот с очень "малыми разницами".
Ведется доработка также самой конструкции самолета. Поскольку на нем будут перевозить очень тяжелые грузы внутри фюзеляжа, что раньше не предполагалось, усиливается пол самолета, передний порог, передняя часть. Улучшаются и кабины экипажа, сопровождающих, устанавливаются новая вентиляция, освещение.

РАЗМЕРЫ.
Размах крыла 88,4 м;
длина самолета 84,0 м;
высота самолета 18,1 м;
площадь крыла 905,0 м2;

РАЗМЕРЫ ГРУЗОВОЙ КАБИНЫ.
длина 43 м,
ширина кабины 6,4 м,
высота кабины 4,4 м.

ЧИСЛО МЕСТ.
Экипаж 6 человек.

ДВИГАТЕЛИ. На самолете устанавливаются шесть ТРДД Д-18Т (6х229,5 кН/6х23400 кгс).

МАССЫ И НАГРУЗКИ.
Максимальная взлетная масса 600000 кг;
Максимальная полезная нагрузка 250000 кг.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
Крейсерская скорость 800-850 км/ч;
Дальность полета:
- с полезной нагрузкой 200000 кг, размещенной внутри фюзеляжа, 4500 км,
- с полезной нагрузкой 100000 кг в фюзеляже 9600 км;
- перегоночная 15400 км;
Длина пробега с ВКС "Буран", установленным на фюзеляже, 2500-2800 м;
Потребная длина ВПП 3500 м.

ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет оснащен
навигационной РЛС,
аналоговой четырехканальной ЭДСУ,
РЛС,
счетверенной ИНС,
блоками радионавигационных систем "Лоран" и "Омега".
Грузовой отсек герметизирован. Над грузовым отсеком имеется пассажирский салон, вмещающий 60-70 человек. Имеется носовая грузовая рампа (продолжительность открывания 7 мин), средства механизации погрузочно-разгрузочных операций. Над фюзеляжем имеются узлы крепления крупногабаритных грузов, в частности ВКС "Буран" и элементов РН "Энергия".
Предусмотрена возможность использования самолета в качестве летающего стартового комплекса перспективных ВКС, в этом случае самолет должен оснащаться оборудованием, необходимым для предстартовой подготовки ВКС или РН, размещенных над фюзеляжем.
Может использоваться в качестве составляющей морского поисково-спасательного комплекса, в состав которого входит также экраноплан типа "Орленок" (размещается на фюзеляже самолета Ан-225 и сбрасывается в воздухе по прибытии в район бедствия).

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Крупнейший в мире самолет. Конструктивно близок самолету Ан-124 "Руслан".

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Построен один опытный самолет. Второй самолет - в стадии достройки на Киевском авиазаводе (готовность около 90%).
Полномасштабные испытания самолета Ан-225 были прерваны из-за отсутствия финансирования в начале 90-х годов (крайний полет самолета состоялся весной 1994 года).
В сентябре 1999 года Авиационный научно-технический комплекс им. Олега Антонова (Киев) и АООТ "Мотор-Сiч" (Запорожье) подписали соглашение о возобновлении строительства самых крупных в мире грузовых самолетов Ан-225 "Мрiя" в коммерческом варианте. У "Мотор-Сiч" 30-процентная доля в консорциуме, у антоновского КБ и его дочерней авиакомпании (которая будет эксплуатировать самолет) - остальные 70%.
Сейчас в Гостомеле на базе АНТК под Киевом полным ходом ведутся работы по расконсервированию самолета и подготовке его для сертификации и коммерческих полетов. Ожидается, что он поднимется в воздух в феврале 2001 года. Затем последует трехмесячная программа летных испытаний, предусматривающая, в частности, сертификацию в мае 2001 года. Ожидается, что в июне 2001 года "Мрия" (по некоторым данным второй достроенный экземпляр) будет представлена на авиасалоне в Le Bourget (Франция).
Предусмотрена установка шести двигателей Д-18Т III серии, чтобы Ан-225 соответствовал современным стандартам ИКАО по шуму и эмиссии.
"Авиалинии Антонова" рассчитывают начать коммерческую эксплуатацию Ан-225 уже к концу 2001 года.
Производить самый большой самолет в мире в случае возобновления его производства будет Ульяновский авиакомплекс, выпускающий сейчас "Русланы" Ан-124 (единственный летавший экземпляр самолета Ан-225 был построен в 1988 г в Авиационном научно-техническом комплексе им. Олега Антонова). В настоящее время в Ульяновске изготовляют некоторые детали, необходимые для ремонта и модернизации Ан-225.
В настоящее время самолет Ан-225 считается одной из самой перспективной разработкой АНТК "Антонов" (наряду с Ан-70, Ан-140 и Ан-124).

СТОИМОСТЬ. Стоимости аренды самолета Ан-225 зависит от характера груза, но один летный час "Мрии" будет стоить дороже, чем "Руслана" (при этом летный час аренды "Руслана" стоит до 25 тыс долларов в час).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Дальнейшее развитие самолета Ан-124 "Руслан". Разработка самолета, предназначенного для перевозки крупногабаритных элементов космических систем (в частности, ВКС "Энергия"/"Буран") началась в 1985 г. Первый полет самолета, построенного на Киевском авиазаводе, состоялся 21 декабря 1988 г. 13 мая 1989 г. Ан-225 перевез ВКС "Буран" из г. Жуковский в Байконур.
На самолете "Мрия" установлено 106 мировых рекордов.
На самолете могут перевозиться ректификационные колонны, опоры линий электропередач и т.п. Самолет стал широко известен в мире после того, как доставил снаружи фюзеляжа орбитальный корабль "Буран" на авиационный салон в Ле Бурже.
На "спине" Ан-225 "Буран" летал на авиавыставки в Канаду, Францию, Австралию. Однако в конце 80-х годов программу "Энергия-Буран" приостановили, а в начале 1990-х и вовсе закрыли. "Мрiя" осталась практически не у дел. Ее использовали в основном для перевозки украинских экспозиций на престижные международные выставки, а с 1994 года поставили на прикол на аэродроме в Гостомеле (пригороде Киева).
Самолет Ан-225 является одной из главных составляющих в программе по созданию МАКС ("МАКС" - многоцелевая авиационно-космическая система), поддерживаемой правительством РФ и правительством г. Москвы. Московское правительство особенно заинтересовано в сохранении лабораторно-стендового комплекса, на которое не выделяется средства в течение последних лет и без которого невозможно создание МАКС.
Особенностью МАКС является применение в качестве первой ступени самолета-носителя типа Ан-225, который может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе от заправщика Ил-78, что значительно расширит радиус его действия.
Стоимость программы создания МАКС за 1999 год несколько снизилась и сейчас оценивается в примерно $0,9-1,5 млрд. По проведенным ранее расчетам, при ежегодном запуске 20 МАКС проект окупится за 3 года. После этого прибыль, гарантируемая инвесторам, составит порядка 1,0 млрд. в год. По другим данным, при стоимости запуска около $1000 за 1 кг достаточно 25 запусков, чтобы в течение 3-5 лет окупить все затраты. Практически завершена разработка конструкторской и технической документации на систему. Всего по комплексу выполнено до 30% объема НИОКР, в том числе готовы: комплект документации и полномасштабный макет внешнего топливного бака, двигатель, двигатель для орбитального самолета, цельнометаллический и полномасштабный макет хвостовой части фюзеляжа космического самолета. Внешний топливный бак планируется изготавливать на украинском предприятии "Южное", о чем достигнута договоренность в рамках выполнения программы.
Запуск спутников с "Мрии" будет в семь-десять раз дешевле, чем со стационарного космодрома. При этом "Мрия" не будет прямо конкурировать с проектом авиакомпании "Полет", которая собирается запускать спутники с "Руслана". Дело в том, что "Полет" намерен запускать легкие спутники весом до 3,5 тонны, а с "Мрии" можно запускать уже аппараты средней тяжести (до 5,5 тонны).
В связи с потребностями мирового рынка авиаперевозок АНТК "Антонов" и его дочерняя авиакомпания "Авиалинии Антонова" решили восстановить единственный построенный самолет Ан-225. Для этого необходима тесная кооперация с российскими КБ и НИИ, которые будут осуществлять техническую доводку лайнера. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в 20 млн долларов.
Основным соисполнителем проекта выступит ОАО "Мотор-Сич" (Запорожье), которое профинансирует часть работ по реконструкции и поставит 6 новых двигателей для самолета. Финансирование осуществляется за счет собственных средств ОАО "Мотор-Сич" и АНТК. им. Антонова.
Часть средств из этих 20 млн долл. пойдут на закупку внутреннего оборудования салона. Сейчас многие из этих деталей демонтированы и используются на других самолетах, а некоторые просто пылятся в ангарах, как в России, так и на Украине.
В случае успешного завершения испытаний и сертификации Ан-225 будет передан в коммерческую эксплуатацию. И тогда мировой рынок авиаперевозок крупногабаритных и сверхтяжелых грузов ожидает новая революция. Первый передел произошел восемь лет назад, когда российская компания "Волга-Днепр" и украинская "Авиалинии Антонова" начали продавать перевозки грузов весом до 120 тонн на предшественнике "Мрии" - самолете Ан-124 ("Руслан"). Русские и украинцы тогда, по сути, открыли новую нишу и быстро ее монополизировали, потеснив при этом из соседних сегментов западных перевозчиков, которые осуществляли доставку на самолетах Boeing-747 Jumbo грузоподъемностью 80 тонн.
Сейчас на долю компаний "Волга-Днепр" и "Авиалинии Антонова" приходится почти 90% рынка крупногабаритных грузов (половину рынка контролируют россияне и 40% украинцы), который оценивается в 230 млн долларов. Его емкость увеличивается на 25-30% каждый год, а с появлением "Мрии" рост может принять поистине взрывной характер. Учитывая массу энергетических проектов в Китае и других странах Юго-Восточной Азии, для реализации которых необходимо возить турбины для электростанций, а также планы запуска двухступенчатых ракет-носителей со спутниками путем десантирования с самолета, фирмы, которые захотят эксплуатировать "Мрию", могут претендовать на 5-6 млрд долларов в течение ближайших десяти лет.
Ожидается, что с новыми разработками западных авиаторов - моделью А3ХХ-100F концерна Airbus и лайнером 747-Х корпорации Boeing (грузоподъемность обоих не превышает 150 тонн) - "Мрия" вступит в прямую конкуренцию и скорее всего ее выиграет.
По мнению генерального директора авиакомпании "Волга-Днепр" Алексея Исайкина, потребность в транспортных самолетах Ан-225 грузоподъемностью до 250 тонн оценивается в 2-3 машины, и сама авиакомпания "Волга-Днепр" заинтересована в приобретении самолета Ан- 225.
По мнению, А. Исайкина, эксплуатация Ан-225 целесообразна альянсом нескольких авиакомпаний, т.к. дорого будет стоить достройка самолета и его эксплуатация потребует определенной новой инфраструктуры, о такой кооперации ведутся переговоры. Согласно представителю КБ Антонова, для гарантированного обеспечения предлагаемых услуг необходимо три самолета. Но, если возвращение в небо первого 225-го "очень дорогостояще", то завершение строительства второго и строительство третьего по затратам "будет огромным для наших ресурсов и может быть оправдано только очень большим спросом".

РАЗРАБОТЧИК ОКБ им. О.К. Антонова.
 

назад.

 

Hosted by uCoz