Успешные действия Ил-2 на фронтах Великой Отечественной войны дали мощный
импульс дальнейшему расширению опытно-конструкторских бюро по самолетам этого
класса. Штурмовик Ил-10, разработанный в КБ С.В.Ильюшина и выпущенный в 1944
году, стал логичным продолжением штурмовика Ил-2. По сравнению с Ил-2 этот
самолет имел меньшие размеры, существенно лучшую аэродинамику и более мощный
мотор жидкостного охлаждения АМ-42. Проектируя самолет. Конструкторы учли опыт
боевого использования и эксплуатации Ил-2. На самолете были установлены четыре
пушки - на первом этапе калибром 20 мм, позже - калибром 23 мм; на крыльевых
балках располагались 8 реактивных снарядов РС-82; бомболюк и внешняя подвеска
допускали использование разнокалиберных бомб общим весом 600 кг. Вес готового к
взлету самолета превышал вес пустого (4680 кг) без малого на две тонны. В
процессе модернизации конструкторы доработали самолет по линии огневой мощи. Был
сконструирован также учебно-тренировочный вариант машины УИл-10. Первый
испытательный полет совершил 18 апреля 1944 года летчик-испытатель
В.К.Коккинаки. Заводские испытания заняли менее месяца, и 13 мая 1944 года
машина была сдана на государственные испытания. Последние были проведены
буквально в рекордные сроки - всего за две недели. Результаты испытаний
превзошли все ожидания: по максимальной горизонтальной скорости Ил-10 обошел
своего предшественника почти на 150 км/ч. К тому же, на малых высотах полета (до
2000 м) Ил-10 не уступал по скорости одноместным истребителям противника
Me-109G2 и FW-109A-4. Большая скорость полета, хорошая маневренность и
эффективная бронезащита определили высокие боевые качества Ил-10. Если
сопровождение штурмовиков Ил-2 истребителями считалось обязательным, то Ил-10
зачастую не нуждался в них. Более того, по комплексу боевых данных Ил-10 на
небольших высотах мог вести активный воздушный бой с истребителями противника. К
1 мая 1945 года действующей армии было передано 630 штурмовиков Ил-10, но лишь
нескольким авиационным полкам, имевшим его на вооружении, довелось принять
участие в боевых действиях. Однако, самолет Ил-10 массово и эффективно
применялся в войне с империалистической Японией. Здесь особенно надо отметить
его боевое применение летчиками морской авиации, которые с успехом производили
на новой машине топмачтовое бомбометание. Ил-10 и его послевоенная модификация
Ил-10М состояли на вооружении до начала 60-х годов, когда им на смену пришли
реактивные самолеты. Всего было построено 4966 самолетов.
Летно-технические характеристики.
Год выпуска 1944
Экипаж 2 человека
Мотор АМ-42
Мощность 2000 л.с.
Длина самолета 11,12 м
Размах крыла 13,4 м
Нормальный взлетный вес 6300 кг
Максимальный взлетный вес 6500 кг
Максимальная скорость у земли 507 км/ч
на высоте 2800 м 551 км/ч
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой 800 км
Бомбовая нагрузка нормальная 400 кг
Бомбовая нагрузка максимальная 600 кг
Вооружение 2 пулемета 7,62 мм
1 пулемет 12,7 мм
2 пушки 23 мм
4 реактивных снаряда
10 авиационных гранат