Многоцелевой самолет-амфибия был разработан в ОКБ им.Г.М.Бериева. Первый
полет А-40 совершил в декабре 1986 года. Данный самолет разрабатывался для
дальних противолодочных операций и для различного применения в гражданской
авиации. На базе самолета А-40 был создан морской спасатель Бе-42, который
предназначен для поиска, спасения и оказания всех видов медицинской помощи в
условиях ограниченной видимости, даже в тумане и в ночное время. С 1990 года на
базе А-40 разрабатывается самолет Бе-200, который отличается от прототипа
уменьшенными размерами. Самолет-амфибия выполнен по схеме с высокорасположенным
стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Крыло большого удлинения с
мощной механизацией, состоящей из выдвижных двухщелевых закрылков. Под концевыми
частями крыла на коротких пилонах установлены неубираемые поплавки, служащие для
повышения устойчивости на воде. Лодка большого удлинения, двухреданная, с днищем
переменной килеватости, что значительно улучшило устойчивость и управляемость
самолета при движение по воде, а также уменьшить перегрузки при взлете и
посадке. Также имеется задний водяной руль. Шасси трехопорное, с носовой
стойкой. На самолете установлены два двухконтурных турбореактивных маршевых
двигателя Д-30КПВ и двумя стартовыми турбореактивными двигателями РД-36-35АФВ.
Запуск двигателей производится с помощью вспомогательной силовой установки.
Топливо располагается в крыле и центроплане. На самолете в носовой части сверху
установлена неубираемая штанга топливоприемника для дозаправки в воздухе. Экипаж
размещается в герметичной кабине, разделенной на два отсека: летный экипаж и
операторы подсистем. В задней части корпуса находится отсек вооружения длиной
6,1 метра, в котором могут располагаться до трех противолодочных торпед "Орлан"
или до четырех противокорабельных ракет "Коршун" или "Ястреб", или 6
противокорабельных ракет "Орел". А-40 может решать задачи по поиску,
обнаружению, слежению, поражению подводных лодок в надводном положении, под
водой и на грунте в ближней морской зоне в любое время года и суток, в простых и
сложных метеоусловиях.
Летно-технические характеристики.
Год создания 1986
Экипаж 3-8 человек
Максимальная скорость 760 км/ч
Крейсерская скорость 720 км/ч
Практический потолок 9700 м
Дальность перегоночная 5500 км
Максимальная взлетная масса 86000 кг
Максимальная боевая нагрузка 6500 кг
Длина разбега на сухой ВПП 1000 м
Длина пробега на сухой ВПП 900 м
Потребная длина акватории 3200 м
Размах крыльев 41,6 м
Длина самолета 43,8 м
Высота самолета 11 м
Двигатели 2 ТРД Д-30КПВ
2 ТРД РД-36-35АФВ
Мощность двигателя ТРД Д-30КПВ 12000 л.с
Мощность двигателя ТРД РД-36-35АФВ 2900 л.с
Используемые источники.
Гордиенко Ю.В., Морозов В.П., Прибылов А.С. Военная авиация, том 1. Издательство
"Попурри" 1999 год.