Дальний бомбардировщик Ер-2 (ДБ-240) разрабатывался на базе 12-местного
скоростного пассажирского самолета "СТАЛЬ-7", созданного под руководством
Р.Л.Бартини и выпущенного в 1936 году. Все работы по созданию Ер-2 было поручены
вести В.Г.Ермолаеву, бывшему одним из ведущих конструкторов в КБ Р.Л.Бартини.
ДБ-240 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан с крылом
типа "обратная чайка". Фюзеляж треугольного сечения со скругленными углами. Для
увеличения дальности полета с нормальной бомбовой нагрузкой в 1 тонну в
свободном пространстве бомбоотсека предусматривалась подвеска дополнительного
бензобака. Экипаж - 4 человека: летчик, штурман и два стрелка. Кабина летчика
была сдвинута влево от оси симметрии, что дало лучший обзор. Для снижения
аэродинамического сопротивления в крейсерском полете верхняя турель с
крупнокалиберным пулеметом БТ и нижняя люковая установка скорострельного
пулемета ШКАС убирались в фюзеляж, что давало выигрыш в скорости 15 км/час. На
самолет поставили моторы жидкостного охлаждения М-105. Испытания ДБ-240
завершились осенью 1940 года и на Воронежском авиационном заводе приступили к
организации его серийного производства. Несмотря на недостаточную мощность
моторов, Ер-2 имел ряд преимуществ перед ДБ-3Ф. На малых и средних высотах
максимальная скорость его была больше на 30-50 км/ч. С одинаковой бомбовой
нагрузкой в 1 тонну дальность полета Ер-2 почти на 20% превышала дальность
ДБ-3Ф, к тому же при крейсерской скорости 395 км/ч против 340 км/ч. Также Ер-2
был проще в технике пилотирования. Но из-за сравнительно небольшой высотности
моторов выполнения боевых задач на Ер-2 было связано с большим риском, поскольку
возрастала вероятность поражения огнем зенитной артиллерии и перехвата
истребителями противника. Ер-2 с мотором М-105 выпускался сравнительно недолго.
Из-за эвакуации авиазавода его производство было прекращено осенью 1941 года.
Всего было выпущено 71 самолет этого типа. Несмотря на малочисленность Ер-2,
летчики дальней авиации провели на этих бомбардировщиках немало успешных боевых
операций, среди которых налеты на Берлин и другие цели в глубоком тылу Германии.
Из-за нехватки фронтовых бомбардировщиков Ер-2, так же как Ил-4 и Пе-8, часто
привлекались для выполнения задач тактического характера. В конце 1943 года
производство Ер-2 возобновилось на Иркутском авиационном заводе. К тому времени
конструкторы существенно модифицировали самолет: вместо моторов М-105 поставили
новые дизели А.Д.Чаромского АЧ-30Б, обладавшие существенно большей мощностью,
усилили оборонительное вооружение, кабину летчика сделали двухместной и экипаж
теперь состоял из 5 человек. Увеличили объем топливных баков и площадь крыла.
Этот бомбардировщик активно участвовал в боевых действиях завершающего периода
Великой Отечественной войны. Всего с 1941 года по 1945 год было построено 462
самолета Ер-2.
Летно-технические характеристики.
Самолет Ер-2 Ер-2
Год выпуска 1941 1943
Мотор М-105 АЧ-30Б
Мощность 2*1100 л.с. 2*1500 л.с.
Длина самолета 16,4 м 16,58 м
Размах крыла 23,0 м 23,08 м
Нормальный взлетный вес 12520 кг 14850 кг
Максимальный взлетный вес 14150 кг 18580 кг
Максимальная скорость на высоте 4000 м
437 км/ч на высоте 6000 м
420 км/ч
Практический потолок 7700 м 7200 м
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой 4000 км 5000 км
Бомбовая нагрузка нормальная 1000 кг 1000 кг
Бомбовая нагрузка максимальная 4000 кг 5000 кг
Вооружение 3 пулемета 1 пушка
2 пулемета .