Истребитель И-16 был разработан в 1933 году в КБ Н.Н.Поликарпова. Первый
полет опытного экземпляра (ЦКБ-12) состоялся 31 декабря 1933 года и пилотировал
его В.П.Чкалов. И-16 представлял собой свободнонесущий низкоплан с убирающимися
шасси. На И-16 ставился мотор воздушного охлаждения М-25. Этот истребитель
отличался малыми размерами, что обеспечивало ему минимальное аэродинамическое
сопротивление. Самолет был запущен в серию в 1934 году. С 1936 года стали
выпускать самолеты с более мощным мотором М-25А (И-16 тип 5). Это была одна из
массовых модификаций самолета. В процессе серийного производства самолет
постоянно улучшался, появлялись новые модификации, отличавшиеся более мощными и
высотными моторами (М-25В, М-62, М-63). Были поставлены скорострельные пушки и
реактивные снаряды. Также выпускались и двухместные учебно-тренировочные
варианты этого самолета. Это самолет принимал участие в боевых действиях в
Испании, в Китае и Монголии. Также они применялись в начальный период Великой
Отечественной войны. Всего было выпущено 6555 самолетов.
Летно-технические характеристики.
И-16 с двигателем
М-25А с двигателем
М-63
Экипаж 1чел. 1чел.
Максимальная скорость 454 км/ч 470 км/ч
Время набора высоты 5 км 7,4 мин. 5,8 с.
Взлетный вес 1590 кг. 1882 кг.
Время виража 14-15 сек. 17-18 сек.
Практический потолок 9100 м. 9900 км.
Дальность полета 560 км 440 км.
Мотор М-25А М-63
Мощность 715 л.с 1100 л.с.
Длина самолета 6,07 м. 6,13 м.
Размах крыла 9,0 м. 9,0 м.
Вооружение 2 пулемета
7, 62 мм 2 пушки 20 мм,
2 пулемета
7, 62 мм