В 1935 году в США фирмой "Дуглас" был разработан пассажирский самолет DC-3.
Машина оказалась необычайно удачной. Она отличалась хорошими пилотажными
качествами, высоким, по тому времени, уровнем комфорта, совершенным комплексом
связного и пилотажно-навигационного оборудования. Хотя по максимальной скорости
DC-3 уступал некоторым современным ему пассажирским самолетам, тем не менее,
благодаря исключительно высоким экономическим показателям, простоте конструкции
и надежности в эксплуатации DC-3 нашел широчайшее применение во многих странах
мира. Советский Союз закупил некоторое число DC-3 и лицензию на его серийное
производство. Несмотря на приобретенную лицензию внедрение самолета в
производства было очень трудоемким. Дело в том, что перед началом производства
машины пришлось всю техническую документацию на нее сначала перевести в
метрическую систему мер, а затем переработать все чертежи и провести заново все
расчеты на прочность. Было необходимо также максимально учесть технологические
особенности и возможности отечественной авиационной промышленности. Эти работы
выполнил коллектив конструкторов под руководством В.М.Мясищева. При производстве
этой машины впервые в СССР был применен плазово-шаблонный метод для серийного
выпуска самолетов. Выпускаемые в СССР самолеты получили сначала название ПС-84
(по номеру завода-изготовителя), а затем Ли-2, по фамилии Б.П.Лисунова, главного
инженера завода. Ли-2 (ПС-84) стал основным пассажирским и транспортным
самолетом на советских воздушных линиях вплоть до середины 50-х годов, когда
широкое распространение получили более совершенные Ил-12 и Ил-14. Ли-2 отлично
зарекомендовал себя в самых разных условиях эксплуатации, начиная с Крайнего
Севера и кончая самыми южными и высокогорными районами страны. Ли-2 представлял
собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан, при таких же, как и у ПС-35,
моторах М-62ИР (АШ-62ИР), коммерческая нагрузка Ли-2 была вдвое больше. В
пассажирской кабине, оборудованной комфортабельными креслами, системой отопления
и вентиляции, мог разместиться 21 пассажир. Кроме пассажирского выпускался и
широко использовался транспортный вариант Ли-2. Во время Великой Отечественной
войны этот самолет переоборудовался в вариант бомбардировщика, который снабжался
оборонительным вооружением и оснащался подвеской для бомб общим весом до 2000
кг. На многих образцах самолета под консоли крыльев подвешивались реактивные
снаряды. Самолет широко использовался для связи с партизанскими отрядами, для
десантирования небольших групп в тыл врага. В 1943 году прошли летные испытания
Ли-2 с гусеничными шасси, однако, они не были успешными. Известна также высотная
модификация Ли-2В. На этих машинах двигатели АШ-62ИР снабжались нагнетателями
воздуха, что повышало эксплутационный потолок самолета до 8000 метров и,
соответственно, допускало использование самолетов для полетов в горах и в
Арктике. Ли-2 - самолет - долгожитель. Отдельные экземпляры Ли-2 летают до
настоящего времени. Таким долгожительством не могут похвастаться даже такие
рекордсмены, как Ан-2 и По-2. Всего за время серийного производства в Советском
Союзе было выпущено 4863 самолета Ли-2.
Летно-технические характеристики.
Год начала производства в СССР 1938
Мотор М-64ИР
Мощность 2*1000 л.с.
Длина самолета 19,7 м
Размах крыльев 28,81 м
Взлетный вес 10886 кг
Экипаж 3 чел
Число пассажиров 21 чел
Максимальная скорость 333 км/ч
Практический потолок 5600 м
Дальность полета 1410 км