Реактивный истребитель МиГ-15 был создан в ОКБ А.И.
Микояна в 1947 году. Первый полет опытный самолет И-310 (МиГ-15) совершил 30
декабря 1947 года. Пилотировал этот самолет летчик-испытатель В.Н.Юганов. МиГ-15
имел стреловидное оперение и крыло (35 градусов), размещенное в средней части
фюзеляжа, убирающееся в полете трехколесное шасси, герметическую кабину,
воздушные тормоза, чтобы уменьшить скорость при крутом снижении, и
гидравлические привода, помогавшие летчику отклонять органы управления на
больших скоростях. Для безопасного покидания самолета на больших скоростях
применялось катапультное кресло. Вооружение МиГ-15 состояло из одной пушки 37 мм
и двух - калибра 23 мм. На истребитель ставился двигатель РД-45Ф (лицензионный
английский двигатель "Нин-2"), который находился позади кабины летчика и имел
тягу 2270 кг. Во время проводившихся испытаний самолет на высоте 5000 м показал
скорость 1028 км/ч, а на высоте 2620 м - 1042 км/ч. В марте 1948 года МиГ-15 был
запущен в серийное строительство. На базе МиГ-15 был построен
учебно-тренировочный истребитель УТИ МиГ-15, который после прохождения испытаний
был принят на вооружение и запущен в серийное производство. В 1949 году была
проведена модификация истребителя. На МиГ-15 был поставлен двигатель ВК-1 с
тягой 2700 кг, который позволил повысить летные характеристики самолета.
Максимальная скорость возросла до 1076 км/ч. Данная модификация получила
название МиГ-15бис. На эту модификацию также были установлены более скоростные
пушки 23 мм, гидроусилитель в системе управлениями элеронами, а также аппаратура
захода на посадку по приборам ОСП-48. В 1950 году на базе МиГ-15бис были
построены модификации МиГ-15Сбис в варианте истребителя-сопровождения и
МиГ-15Рбис в варианте самолета-разведчика, которые прошли испытания и тоже
выпускались серийно. Также на истребителе МиГ-15бис испытывались советские
радиолокационные станции "Торий-А" и "Изумруд". Станция "Изумруд" впервые
позволила в полной мере применить одноместный истребитель для перехвата
самолетов противника и ведения прицельной стрельбы по ним независимо от условий
видимости. Истребители МиГ-15 и МиГ-15бис получили боевое крещение в небе
Корейского полуострова и показали преимущество над американскими истребителями.
В воздушных сражениях Корейской войны МиГ-15 завоевал себе право называться
лучшим серийным истребителем начала 50-х годов. Он стал первым истребителем со
стреловидным крылом, который строился массовой серией. Всего был построен 13131
самолет МиГ-15 и его модификаций. Кроме того, серийный выпуск самолетов был
налажен в Польше и Чехословакии.
Летно-технические характеристики.
Год выпуска 1947
Тип двигателя РД-45Ф
Тяга двигателя 2270 кг
Взлетный вес 4820 кг
Вооружение и боевая нагрузка 1 пушка 37 мм
2 пушки 23 мм
Экипаж 1 чел.
Максимальная скорость 1050 км/ч
Дальность полета 1420 км